Понятия со словосочетанием «закон божий»
Связанные понятия
Малые народные училища — начальные учебные заведения для непривилегированных сословий с 2-годичным сроком обучения в Российской империи.
Духо́вное учи́лище в Российской империи, с 1808 — низшее духовно-учебное заведение (уездное или приходское).
Было открыто в Евпатории (1865). Принимали не только караимок, но и всех желающих. Обучение было платным. Преподавали Закон Божий, русский язык, историю, арифметику, географию, чистописание, рисование, рукоделие; факультативно: французский и греческий языки, музыку.
Подробнее: Караимское женское училище для девиц
Не следует путать с духовными семинариями, готовившими духовенство.Учи́тельская семина́рия — среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.
Подробнее: Учительская семинария
Педагогические классы — существовали при женских гимназиях ведомства министерства народного просвещения Российской империи, начиная с 1874 года, когда было издано «положение о 8-м классе»: восьмой класс предназначался для практического ознакомления учащихся с педагогической деятельностью.
Епархиальные женские училища (училища для девиц духовного звания) — средние общеобразовательные заведения в Российской империи при женских монастырях, созданные по Уставу 1843 года, в которых обучались преимущественно дочери священнослужителей. Училища находились в ведении Синода и содержались на средства, полученные от сборов с церквей, отчислений от свечных заводов и других источников.
Гимна́зия (польск. gimnazjum, нем. Gymnasium — помещение для гимнастических упражнений, спортзал; через лат. gymnasium от др.-греч. γυμνάζω — «обнажаться, раздеваться; упражняться», далее из γυμνός «голый, нагой», далее из праиндоевр. *nogʷ- «нагой» (ассимиляция *nogʷno- > *gogʷno-) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимнасий встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых...
Приче́тник — член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. Их обязанность — чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. До 1869 года на них лежала также обязанность наблюдать за чистотой церкви. Штатный причетник особыми молитвами посвящается архиереем в стихарь.
Гомиле́тика (омиле́тика; др.-греч. ὁμιλητική, 'омилэтикэ́ — искусство беседы) — богословская наука; учение о ведении христианской проповеди.
Лицеи во Франции — французские учебные заведения трёх последних классов среднего образования во Франции. Создавались, начиная с 1802 года, женские лицеи — с 1881 года. Учащиеся возраста 14-15 лет поступают в лицеи по окончании коллежа, — либо по месту жительства, либо по конкурсу.
Домашнее обучение (Обучение на дому, разг. Надомное обучение, надомка) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе (промежуточная), а также обязаны пройти итоговую аттестацию.
Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.
Подробнее: Семинария
Цифирная школа — школа в системе начального образования в Российской империи, созданной в начале XVIII века по указу Петра I. К 1744 году все цифирные школы были закрыты.
Архиерейские школы — училища, открытые согласно Духовному Регламенту Петра I 1721 года во всех епархиях Российской империи. Подчинялись школы епархиальному архиерею и содержались за счёт архиерейских домов и сборов с церковных и монастырских земель. Общее управление школами было отнесено к ведению епархиального архиерея и было включено в число дел епархиальной администрации.
Нача́льная шко́ла — уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить. Термин «начальная школа» (фр. école primaire) появился во Франции в 1802 году. Продолжительность начального образования отличается в разных странах. Например, в России она составляет 4 года, во Франции 5 лет, в Мексике и Японии 6 лет.
Педагогика иезуитов — образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети учебных заведений, в которых осуществлялось воспитание и обучение юношей из привилегированных социальных слоёв в католическом духе.
Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента.
Малый катехизис (нем. Der Kleine Katechismus) — краткое изложение основ христианского учения, «как отец семейства должен объяснять своим домашним», составленное Мартином Лютером в 1529. Знание Краткого Катехизиса является условием конфирмации для лютеран.
Регент (от лат. regens, род. п. regentis «правящий») — руководитель церковного хора.
Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений.
Подробнее: Уставщик
Богобоязненность (также богобоязливость, страх Божий, страх Господень) во всех авраамических религиях — добродетель, благоговение к Богу, опасение оскорбить Бога нарушением Его воли, развивающее особенную бдительность, смирение и молитву.
Своекоштный — в XVIII веке — в первой половине XIX века часть студентов российских учебных заведений, которые сами содержали себя в период обучения, находящихся на собственном содержании (коште), не пользующийся казённым коштом в отличие от «студентов казённокоштных». В XVIII веке — первой половине XIX века своекоштные студенты были во многих государственных учебных заведениях.
Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.Шакирды обычно изучают основы ислама и арабскую графику, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. Нередко, в их учебную программу входят и светские дисциплины, такие, как иностранные языки, арифметика, география, история и т. д.
Тунвэньгуань (кит. 同文舘, пиньинь: Tóngwén guǎn) — училище, учрежденное в 1862 году в Пекине для обучения китайцев иностранным языкам и наукам.
Литу́ргика — богословская дисциплина, изучающая христианское церковное богослужение, где главное место занимает Божественная Литургия.
Неизглади́мая печа́ть (лат. indelebile signum) или характи́р неизглади́мый (лат. character indelebilis) — термин католического богословия, согласно которому, три таинства из семи — крещение, миропомазание и священство — оставляют в душе посвящаемого нестираемый, вечный след. Этот след невозможно никогда и никак уничтожить.
Моли́тва Ефре́ма Си́рина (греч. Ἡ εὐχή Ἀγίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου) — великопостная покаянная молитва, читаемая по православному церковному уставу на богослужениях суточного круга, начиная со вторника (по окончании вечерни), среды и пятницы Сырной седмицы, ежедневно с наступлением Великого поста (кроме субботы и воскресенья) до Великой среды Страстной седмицы (включительно).
1. Тайносовершительная
молитва исповеди. Молитва, которую священник произносит в конце исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. Разрешительная молитва обратного действия не имеет. Если обстоятельства заставляют священника торопиться, он может прочитать только «разрешительную формулу», которая содержится в последней молитве исповеди.
Нравственное богословие (лат. Theologia moralis — моральная теология) — дисциплина христианского богословия, излагающая учение о нравственности, нормах морали. В христианстве нравственное богословие излагает и обосновывает нормы христианской этики. Важную роль в нравственном богословии составляет учение о свободе как условии нравственной действий, далее идет учение о нравственном законе (ветхозаветный, евангельский) и совести, затем излагается учение о грехе и покаянии.
Духо́вное образова́ние — профессиональная подготовка священнослужителей религиозных организаций, церковнослужителей, монахов, аскетов и специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям, а именно подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов, журналистов и т. п.
Сравнительное или обличительное богословие занимается в основном критическим обозрением отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных инославных христианских обществ со времени окончания эпохи Вселенских соборов.Оно изучает, что представляют собой инославные исповедания и секты, в чём они расходятся с православным вероучением и как они обосновывают эти расхождения.В качестве самостоятельной дисциплины выделилось в XVIII веке. До начала XX века рассматривалось как часть...
Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
Антиномизм, антиномианизм (др.-греч. ἀντι- — против и νόμος — закон) — чрезмерное пренебрежение законами Ветхого Завета, проявлявшееся или практически, под видом мнения, что возрождённый человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши, или же теоретически, в учении, что человек евангельским учением приведён к покаянию и поэтому ему не нужно изучение закона Ветхого Завета.
Канона́рх (греч. κανονάρχος от греч. κᾰνών — «канон» + ἄρχων, ἄρχοντος — «начальник») — церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поёт хор.
Духовные учебные заведения — учебные заведения для подготовки теологов. Одинаково присутствуют в истории христианской цивилизации (у католиков, православных и протестантов).
Катехи́зис (лат. catechēsis от др.-греч. κατηχισμός «поучение, наставление» ← κατηχεῖν «внушать, отвечать» = κάτω «вниз» + ήχος «звук») — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.
Шестопса́лмие (от греч. έξαψάλμα, έξ — шесть и ψαλμός — псалом; в богослужебных книгах — «Ексапсалмы») — в Православии важная часть утрени, состоящая из шести псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Катехиза́ция (греч. Κατήχησις — поучение, наставление), также катехумена́т, или оглаше́ние — изучение основ христианской религии и вероучения человеком, готовящимся принять крещение и стать членом Церкви. Эти знания, как правило, собраны в «катехизисы», «огласительные слова», «Символы веры» и сборники церковных канонов.
Вече́рняя шко́ла (официальное название — Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение) — школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким-либо причинам не смогли получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте.
Петрозаводское духовное училище — начальное духовное учебное заведение в Олонецкой губернии, функционировало в 1809—1918 годах. Находилось в городе Петрозаводске.
Мидра́ш (ивр. מִדְרָשׁ, букв. изучение, толкование) — начальная караимская школа, составлявшая основу традиционной системы караимского народного образования.